Стратегия общепланетарной интеграции

Человечества и место в ней России

 

1.Проект «Великое сокрестие континентов»

 

ХХ век завершился нарастанием интеграционных процессов, ведущих через информационные связи и контакты к органичному объединению стран и народов, сначала между собой, затем на уровне своего континента, создав предпосылки для общепланетарной интеграции всего человечества. Объединяющей основой этого закономерного интеграционного процесса развития Человечества являются постоянно совершенствующиеся информационные связи и контакты, на современном этапе цивилизации развившиеся уже до высокого уровня информационных ресурсов и технологий. Так, например, Европа, Азия, Африка и Австралия кругосветными морскими путешествиями, Великим шелковым путем, культурными, деловыми, торговыми, и другими информационными связями и контактами постепенно укрепили эти взаимосвязи между собой, а со временем распространили этот опыт и на другие континенты. В результате к концу ХХ века эти четыре континента на базе высоких природных, энергетических, экономических, полиэтнических, интеллектуальных, коммуникационных и других информационных ресурсов и технологий этих континентов, органично образовали, относительно, единый, Евразийско-африканский блок континентов, образовав своеобразный Евразийско-африканский субконтинент. А страны и континенты Северной и Южной Америки, аналогичным образом исторически и географически, к концу ХХ века – Американский субконтинент. Органичное объединение и гармоничная взаимосвязь стран и народов Американского субконтинента, через географически естественно сложившийся Берингов перешеек с Евразийско-африканским субконтинентом и представляет целенаправленную в основном социально-экономическую стратегию закономерного и неизбежного процесса общепланетарной интеграции человечества в ХХI веке.

Начало XXI века характеризуется продолжающейся интеграцией различных этнических, государственных, экономических, геополитических и других, качественно новых информационных ресурсов планеты, которая может рассматриваться как необходимая ступень глобализации, перехода от обособленных национальных сообществ к их объединению – сначала в экономически развитых регионах (как это происходит в Западной Европе), а затем и в общепланетарном масштабе. В последние десятилетия ХХ века этот процесс приобрел безсистемный лавинообразный характер.

Вырвавшиеся вперед страны, используя особо эффективные информационные ресурсы и технологии, экспортируют современные товары и услуги (компьютеры, программные продукты, сотовые телефоны, услуги космической связи и т.д.) в страны с низким и средним уровнем развития, получая при этом сверхприбыли. Глобализация мирового рынка в угоду экономическим сверхдержавам все сильнее мешает отсталым странам подняться до уровня развитых и все активнее выталкивает их из состава мировых производителей.

Интеграционные процессы в мировой экономике достигли такого уровня и тесной связи между национальными экономиками, что правоверно говорить о глобальной экономике как о приоритетном феномене, обладающем собственные закономерностями, тенденциями, механизмами функционирования и развития. Глобализация порождает новые социально-экономические проблемы, которые могут быть негативными по своей природе и требуют болезненной адаптации общества к ним путем изменения общественного сознания, культуры и стереотипов экономического поведения. Глобализация (от английского global – мировой, всемирный) – новое системное явление эпохи, количественно и качественно характеризующее общее состояние информационных ресурсов и технологий, интеграционного процесса социально-экономического и других уровней развития Планеты. Так например, глобализация – это возможность решения административных барьеров между странами, планетарного объединения региональных финансовых рынков, приобретения финансовых потоков оперирования информационными ресурсами и технологиями всеобщего мирового характера. Причем, глобализация способствует формированию единого в масштабах всего мира не просто финансового или информационного рынка, а финансово – информационного пространства, в котором во все большей степени представляется возможность регулировать не только коммерческую, но и всю деятельность человечества, как таковую. Поэтому процессу глобализации пытаются придать то или иное направление, которое выгодно только одной стране, или группе стран, задать общей стратегии развития цивилизации свое направление, навязать свою волю или извлечь из сложившейся ситуации максимальную выгоду. Эти односторонние действия по использованию возможностей глобализации в эгоистических, антиобщественных целях породили обществом альтернативу – антиглобализм. Глобализация как закономерный и неизбежный процесс стратегии интеграции жителей Планеты не имеет на сегодня целенаправленного вектора развития, формируясь стихийно и хаотично, и попыток активно влиять на развитие этого процесса, или регулировать его централизованно пока обществом не было востребовано. Целенаправленной систематизации же проблем глобализации, как закономерного и объективного процесса развития или целевого вектора интеграции, дающего конкретную направленность ее развития, так же как и попытки через реальный проект осуществить хотя бы некоторые аспекты проблем интеграции, как целостной общепланетарной задачи на сегодня нет.

Велись теоретические разработки и исследования в этой области в разных странах разобщенно и дифференцированно, в рамках отдельной страны или сопредельного региона, ограниченного информационными возможностями и технологиями. Но вот идея – практически реализовать конкретный глобальный проект общепланетарной интеграции человечества как реальную и целостную задачу планетарного масштаба, благодаря объективным предпосылкам и фундаментальным обоснованиям, созданными Римским клубом («Пределы роста»), ООН («Программа устойчивого развития»), Российским институтом проблем глобализации («Практика глобализации»), Новосибирским университетом («Выживание населения России») и другим фундаментальным исследованиям мировых специалистов, впервые представляется как проект «Великое сокрестие континентов», разработанный Международной группой независимых ученых под эгидой ЮНЕСКО. В основе проекта «Великое сокрестие континентов» - концепция перспективной стратегической модели интеграции планеты, как единого общемирового хозяйственно-экономического механизма, системно охватывающего внутренними и внешними связями все страны и континенты. Концепция воплотилась в проект создания усилиями мирового сообщества Трансконтинентальной объединяющей всю планету многофункциональной коммуникационной трассы, связывающей как бы «по вертикали» Юг-север Американский субконтинент через Берингов пролив с Евразийским субконтинентом по горизонтали запад-восток, пересекаясь и образуя эпицентр великого сокрестия континентов. Эта трансконтинентальная трасса, опоясывающая как бы всю планету, открывает совершенно новые перспективы в стратегии развития каждой страны в отдельности, так и в общепланетарной итеграции.

Родилась эта идея в 1973 году. Тогда, на симпозиуме ЮНЕСКО в Улан-Баторе российский ученый Пюрвеев Д.Б. выступил с инициативой организовать международную культурно-экологическую экспедицию «Путями Великих миграций Человечества», маршрут которой пролегал через более 30-ти стран мира и стал практически рекогносцировкой этой Трансконтинентальной трассы. Идею поддержали маститые ученые мира, а сама экспедиция была включена в план важнейших мероприятий ЮНЕСКО. (Решение ЮНЕСКО №747 от 30.10.90 г.). С 1992 по 1999 год международная экспедиция прошла древними трассами всю Евразию от Гималаев до Чукотки, получив одобрение лидеров государств, (в том числе России), глав мировых конфессий и общественности. И остановилась перед перешейком Берингия, через который 21-22 тысячи лет назад древние племена из Центральной Азии перешли на американский континент и освоили его. Сегодня же, по мнению международных экспертов, ученых-участников проекта; А.П. Окладникова, Л.Н. Гумилева, С.Н. Рериха, Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, Тура Хейердала, Ч.Т. Айтматова, Г.М. Гречко, Д.Б. Пюрвеева, Д.С. Стребкова и др., давших своему проекту звучное название «Великое сокрестие Континентов», пришло время снова преодолеть это препятствие на пути интеграции Евразийского и Американского субконтинентов.

Речь идет не о каком-либо искусственном преодолении Россией в одностороннем порядке перешейка Берингия. Само по себе строительство, к примеру, тоннеля под Беринговым проливом бессмысленно. Он соединит фактически два «сухопутных острова» - Чукотку и Аляску, оба слабо связаны с родными материками. Восстановление Берингии мировым сообществом имеет смысл лишь в том случае, если она станет, как по проекту, одним из звеньев глобального трансконтинентального коммуникационного коридора, который уже соединит воедино всю планету. Эта трансконтинентальная магистраль, проходящая с Американского континента через Берингию на Евразийский блок континентов с ответвлениями, имеет, по проекту, протяженность более 60 тысяч километров, а в ширину занимает полосу в 80 – 100 километров. Ее географические параметры – все страны планеты, которые органично вливаются своими внутренними коммуникациями железных, воздушных, водных и др. дорог в эту общую трансконтинентальную трассу, становящуюся новым значительным механизмом по гармонизации социально-экономических отношений и интеграции планеты.

Причем, в понятие коммуникационного коридора этой глобальной трассы входят не только дороги, транспорт и сооружения инфраструктуры и информационные, воздушные, энергетические космические и другие связи. Трасса объединяет страны и народы Западного и Восточного полушарий планеты, становится централизованной связующей осью новых форм торговых, информационных, технологических, производственных и др. связей.

Проект «Великое сокрестие континентов» организационно имеет целенаправленную трехуровневую структуру (по принципу «от общего к частному»), в каждую часть которых органично вплетены конкретные программы, «работающие» на перспективу:

1.Общепланетарный – информационный уровень – информационно связывающий и объединяющий всю планету в единую систему, вне зависимости от пространства и времени (миграции, путешествия, теле-радио связь, энергетика и др. связующие факторы, и, наконец, интернет). Исторически и географически сложившиеся Великие переселения народов, Великий шелковый путь, Великие кругосветные путешествия и другие пути человечества, постепенно объединили планету на научном, практическом и информационном уровнях своего времени. Информационный уровень планеты сегодня зависит от степени развития высоких технологий, науки и техники, энергетических, теле-радио-коммуникационных, спутниковых и других связей. Соответственно, попутно решаются многие современные острые проблемы экологии. Но самое главное – это то, что информационный ресурс является социально интегрирующим фактором. (9). Мощное развитие науки и техники, высоких технологий, космонавтики ведущих стран позволяют этой  ведущей отрасли экономики все еще держаться на высоком научно-информационном уровне, хотя в некоторых странах произошли значительные экономические, технические, социальные спады. Таким образом, общий информационный уровень развития  человечества на планете в проекте »Великое сокрестие континентов» характеризуется созданием инфраструктуры общепланетарного значения, такой, как. координационный штаб ООН, космические, спутниковые центры, интернет.

2.Региональный пространственно-коммуникационный уровенькоммуникационно соединяющий различными материализованными структурами географические пространства стран, регионов и разделенных континентов – мосты и дороги, тоннели и каналы, другие инженерные сооружения, а также наземный, воздушный и водный транспорт). Дошедшие до наших дней мосты и дороги, акведуки и другие инженерные сооружения древнего Рима и Китая и других стран, характеризуют исторические примеры соединения пространств инженерно-хозяйственными коммуникациями того времени. А построенные Суэцкий и Панамский каналы, грандиозные мосты Америки, Европы, Азии, магистраль БАМа, а также тоннель под Ла-Маншем и другие масштабные сооружения уже характеризуют ХХ век. Пространственно-коммуникационный потенциал зависит от степени развития инженерной мысли, технологии, науки и техники, экономики и промышленности региона и континента. Таким образом, пространственно-коммуникационный ресурс является научно-техническим и технологически интегрирующим фактором и в проекте «Великое сокрестие континентов» характеризуется созданием инфраструктур, связывающих отдельные регионы и континенты, таких, как транспортные воздушные, водные и земные связи, а  также инженерно-пространственные сооружения: каналы, мосты, тоннели, искусственные «плавающие» острова, и др..

3.Национальный социально-экологический и геополитический уровень – это мировоззренческий, социально-экономический, культурологический, социально-экологический и др. ресурсы каждой страны во взаимосвязях с другими сообществами стран в интеграционных процессах (религия, этно-психологическая и социально-географическая общность, экономика, культура, особенно природные ресурсы и др. факторы). Такие связи объединяли страны буддийского, христианского, мусульманского миров, а на современном этапе взаимосвязей стран и сообществ, интеграция происходит уже на новой социальной, геополитической и геостратегической основе. Процесс установления рассматриваемых связей в стране, регионе и между континентами на всех уровнях происходил постепенно, он лишь ускорился и масштабно увеличился в современных условиях социально-экономического развития, и экологии, научно-технического прогресса и интеграции планеты. Наличие богатых природных ресурсов страны вывело ее на новый уровень мировых отношений, диктовать правила реализации этих ресурсов. И социально-экологические факторы на сегодня вытеснили с первого плана геополитические. И в мире изменились приоритеты, когда на передний план вышел социально-экологический фактор, который оттеснил на второй план геополитику.  Так, например, тоннель под Ла-Маншем, соединивший пространственно Англию с Францией, решил ряд практически насущных дорожно-транспортных, технологических, коммуникационных, экономических и др., повседневных проблем во взаимосвязях двух стран. Одновременно, тоннель стал материализованной пространственно-коммуникационной связью, объединившей островную Великобританию с материковой Европой в единую систему процесса интеграции планеты и «выстрелил» в будущее. Тоннель становится системным звеном «Великого сокрестия континентов», соединяя теперь уже Европу с Дальним Востоком и, далее вливаясь в мировую Трансконтинентальную трассу. В этой же системе будут «стрелять» в будущее «Великого сокрестия континентов» и установленные связи через Берингов пролив, островом Хоккайдо Японии, на первых

порах решая текущие практические задачи взаимосвязей двух стран. Практическая целесообразность и экономическая оправданность реализации проекта тоннеля через Ла-Манш рентабельна. Проект морально оправдался сразу же, наглядно продемонстрировав преимущества интеграции, реально соединив Англию с Европой, а каждый житель Англии в течение часа на своем личном автомобиле может оказаться в центре Европы. Экономические затраты на строительство тоннеля                                                

окупились в течении нескольких лет, и на сегодня уже дают чистый доход, а когда он подключится к системе «Великого сокрестия континентов» интеграции планеты, его доходы еще более возрастут.

         Таким образом, национальный уровень вхождения в проект каждой страны является национальной программой возрождения и развития страны в новых условиях интеграции планеты.

По предварительной экономической оценке, стоимость реализации комплекса проектов в соответствии с концепцией «Великое сокрестие континентов» может составить:

          на глобальном – общепланетарном уровне до 25 триллионов долларов США;

          на региональном – Евразийском континентальном уровне до 10 триллионов долларов США;

на национальном уровне России до 2 триллионов долларов США.

Разработка технико-экономического обоснования отдельных проектов в трех уровнях в связи с концепцией «Великое сокрестие континентов» международным коллективом специалистов может стоить до 25 млн. долларов США. Откуда взять эти средства, и какова практическая реальность проекта?

В настоящее время, по данным ЮНЕСКО, более 1/3 человечества находится на грани выживания, и нищеты (это около 2 млрд. человек). И всем этим движет общечеловеческий страх перед тем, как среагируют наши соседи по дому, отдельным регионам, государствам и планете. В силу этого огромные, финансовые, материальные и людские ресурсы тратятся в мире на содержание армии и вооружения. И эта цифра в целом по планете будет превышать триллионы долларов. Вот один из вариантов, где заложены потенциальные возможности для начала реализации проекта «Великое сокрестие континентов» по гармонизации общества.

Поэтому было бы своевременным обращение Президентов какой-либо страны, скажем «большой восьмерки» через ООН ко всем государством, ко всему миру с общечеловечески реально понятной инициативой – о прекращении локальных, региональных, этнических, религиозных войн и военного противостояния блоков отдельных стран и постепенном всемирном разоружении, объявлении моратория по этому вопросу. Освобождающиеся громадные финансовые, научно-технические, материальные и людские ресурсы следует направить на помощь слаборазвитым странам, регионам и отдельным народам; на развитие научно-технического прогресса, высоких технологий и процветание цивилизации на всей планете; на защиту окружающей среды и экологии планеты; для удовлетворения и обеспечения рациональным питанием всех людей на Земле, за счет создания новых селекционно выращенных растений и животных и др.

При таком подходе можно перейти от благих намерений и утопий к претворению в жизнь проекта «Великое сокрестие континентов», (хотя могут быть и другие варианты), разработанного независимой группой международных экспертов и ученых под эгидой ЮНЕСКО, который и предлагает решение вышеперечисленных проблем человечества.

Сроки реализации комплекса проектов с новейшими технологиями, при условии привлечения международных инвестиций, составят 20-25 лет. Планируемая

самоокупаемость проектов будет происходить после 20 лет, по мере освоения трассы.

В настоящее время основная концепция проекта «Великое сокрестие континентов» проработана в социально-экономическом, геополитическом, ресурсном, транспортном, информационном, энергетическом, экологическом, этническом, культурно-историческом аспектах в трех уровнях – межконтинентальном, региональном и национальном. В разработке приняли участие независимые международные российские эксперты: Бодякин В.И., Гречко Г.М., Гумилев Л.Н., Зябин М.К., Казначеев В.П., Курбанов Н.К., Моисеев Н.Н., Пюрвеев Д.Б., Стребков Д.С., Поляков Б.Д., и др.

Проект «Великое сокрестие континентов» является ключевой идеей решения проблем глобальной интеграции общества. Причем, программа проекта составлена так, что каждая страна, независимо реализуя свои социально-экономические и геополитические задачи становится соучастницей решения общей и большой цели. В свою очередь, общая большая цель дает каждой стране выбрать правильный путь, социальные ориентиры, экономические, национальные перспективы развития, формы благополучного сосуществования в условиях глобализации мира.

Таким образом, уже начало работы над проектом «Великое сокрестие континентов», информационно-коммуникационную основу которого составляет глобальная трансконтинентальная трасса само по себе создаст не только для его непосредственных участников (а таковыми, практически, прямо или опосредованно становятся все страны континентов), но и для всего геоэкономического пространства новую и перспективную реальность. Ведь в условиях широкого распространения информационных ресурсов и технологий на принятие решений влияет не само развитие событий, но уже сообщение о них – «информационные фантомы». Трансконтинентальная коммуникационная трасса начнет влиять на человечество и процессы глобальной конкуренции не тогда, когда она будет построена, но уже тогда, когда будет принято стратегическое решение о ее постройке.

Поэтому, этот грандиозный по масштабам и реальный в потенциале и возможностях проект, требует активного участия и конкретных действий каждой страны, и процесс его реализации уже начался. Конкретная же реализация проекта «Великое сокрестие континентов» зависит от взаимоотношения держав большой восьмерки и прежде всего России и США, являющихся «замком» эпицентра сокрестия континентов. В зависимости от того, как быстро они найдут общий язык, может ускориться или отложиться лишь на некоторое время реализация проекта.

Перспективный срок выживания страны в условиях меняющихся темпов ускорения рыночной экономики, как правило, 20-30 лет. Срок, за который каждая страна должна успеть адаптироваться и укрепиться в своей самостоятельности, или погибнуть. Результатом чего является то, что руководители этих государств (а значит и страна) смогут, или не смогут подняться, если они хотят выжить. От уровня понимания и дальновидности руководителей государств, их личных качеств, может ускориться или отодвинуться решение перспективных задач страны. В этом личностная ответственность каждого руководителя (а значит и в целом страны) перед историей и человечеством. Поэтому неоспорим вывод о том, что проект «Великое сокрестие континентов» в политическом аспекте очень важен: принятие его позволит лидерам великих стран продемонстрировать мудрость, дальновидность, целеустремленность и завоевать популярность. Это шанс лидерам стран и народов начать новое тысячелетие с общего стремления сделать будущее добрым и справедливым через интеграцию планеты на новой основе.

Реализация проекта «Великое сокрестие континентов» относится к крупным геополитического процессам современности – начала ХХI века. По существу, эта проблема космо-физического, социально-экономического глобализма, фундаментальная проблема современности, которая уже сегодня  требует от мирового сообщества совершенно новых форм по целенаправленной организации  и координации своих действий   в тесной связи с другими народами и странами.

Несомненно, такие глобальные проблемы, как проект «Великое сокрестие континентов», касающиеся судьбы мира, должны решаться совместными усилиями стран всех континентов через координацию ООН и ее подразделений, что, в свою очередь потребует реорганизацию ООН а результаты должны стать общечеловеческим достоянием. В настоящее время к проекту уже привлекаются общественные и политические деятели, а также специалисты разных континентов. Для дальнейшей разработки и реализации проекта предусматривается создание под эгидой ООН Евразийско-Американского клуба (типа Римского клуба).

2.«Великое сокрестие континентов» и место в ней России.

Проект «Великое сокрестие континентов» географически охватывает все страны и регионы Планеты и включает в себя существующие сегодня все коммуникационные проекты. При этом его реализация дает очевидный выигрыш всем участникам. Страны Американского субконтинента получают прямой выход своей продукции и технологии в страны Евразийского субконтинента и наоборот. Одновременно страны обоих субконтинентов получают систематизированную центральную коммуникационную и рыночную связь и развитие внутри себя и с другими континентами. А роль и значимость таких стран, как Россия, США, Канада, Китай, стран Европы, Азии и Дальнего Востока, системно находящиеся в эпицентре «Великого сокрестия континентов», возрастает, возрастает и их ответственность как находящихся у истоков реализации этой глобальной концепции.

Концепция воплотилась в проект создания усилиями мирового сообщества трансконтинентальной универсальной коммуникационной трассы, связывающей по вертикали» Американский субконтинент через Берингов перешеек с Евразийским субконтинентом. Эта «вертикаль» трассы образует на Евразийском субконтиненте пересечение «по горизонтали» с «Великим Шелковым Путем», сыгравшей в свое время объединительную роль континентов Европы, Азии, Африки и Австралии относительно в единую систему.

Великий Шелковый Путь, еще в древности соединил по «горизонтали» Восток-Запад, географические пространства стран и народов от Тихого океана до Атлантического, связав их торговыми, культурными, деловыми и др. информационными связями. Соединил центры Европы с Египтом, Ассирией, Шумерами, Урарту, Финикией, Палестиной, Малой Азией, Центральной Азией, Пакистаном, Индией, Китаем, Японией, регионами Юго-Восточной Азии. Походы Александра Македонского перекинули в IV веке до н.э. другой «мост» - этнический, который уже завязал в единый круговорот различных взаимосвязей мир народов Европейского, Африканского и Азиатского континентов. С миграционными процессами, еще задолго до Александра Македонского, были связаны континентальные распространения основных мировых религий – зороастризма, буддизма, христиаства, ислама, способствовавших организации религиозных систем планеты. Создание в XIII веке Монгольской империи надолго предопределило культурные, этнические, экономические, политические и другие взаимоотношения между Востоком и Западом, завершив образование культурно-географического пространства – Евразия. Постепенно Евразия стала основой субконтинентального образования – Евразийский блок континентов (13).

После распада СССР, в странах Евразии возникло, и этот процесс не закончился, множество больших и малых экономических, военно-политических и                                                                 

региональных союзов, что является естественным процессом образования локальных цивилизаций, постепенно переходящих в планетарную интеграцию.

Как отмечает Ю.В. Яковец, «Под локальной цивилизацией понимается часть мирового цивилизационного пространства, включающая группу народов (этносов, государств, которые отличаются общностью духовных (культурных, этнических, религиозных) ценностей, исторических судеб, экономических и геополитических интересов. Локальный цивилизации – объективная реальность, с которой приходится считаться и которая объясняет многие тенденции в современном (и прошлом) мировом пространстве. Межцивилизационные отношения, возможность и необходимость предотвращения столкновения цивилизаций и перехода к их партнерству, становятся основной проблемой XXI века, главным узлом противоречий, от развязывания которого зависит ответ на глобальный гамлетовский вопрос – быть или не быть человечеству на Планете».

Именно с учетом этого культурно – географического и геополитического интеграла, не замыкаясь в собственном внутреннем развитии, Россия должна строить свое мировоззрение, свою экономику, свою Национальную программу возрождения и дальнейшего развития в XXI веке – как по отношению к европейскому Западу так и афро-азиатскому Востоку и Америке, одновременно составляя их неразрывную целостность. И с этой глобальной точки зрения сегодня для России не важно, где находились центры этих монополярных объединений и союзов; в сердце Великой степи или посреди Восточно-европейской равнины, в Новгородской земле или Поволжье, на Алтае или в Средней Азии. Суть в том, что и поныне потомкам тех племен и народов некуда уйти друг от друга, разойтись в стороны, они все обречены на всемирно-историческое соседство, на различный, своего рода, многополярный панъевразийский симбиоз в их сочетаниях от тюркско-славянского, кавказско-иранского до угро-монгольского.

Только таким образом можно правильно предопределить свою социальную нишу России, в динамике уже начавшихся евразийских локальных интегральных процессов, с учетом глобальной интеграции. Это географическое положение России в качестве «замка» в «Великом сокрестии континентов» делает ее, вольно или невольно, соорганизатором и координатором этого мирового интеграционного процесса. Она объективно обретает статус «prima inter para» - первого среди равных. Это открывает России совершенно новый геостратегический и геополитический уровень возрождения и развития в статус Великой державы, перспективу и масштабы возрождения народам России.

К западу от России существует сложившееся экономическое и военно-политическое пространство, которое на глазах трансформируется в систему безопасности, включающую ЕЭС, и ОБСЕ, и НАТО. К востоку и югу от России – Азиатско-Тихоокеанский регион со своей экономической структурой – Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством (АТЭС) и своей военно-политической структурой – ассоциацией государств Юго-восточной Азии (АССЕАН), а теперь уже АССЕ-АН+3, в которую также входят и США, и Россия, и Китай с Индией. Именно культурный и ителектуальный потенциал этих локальных цивилизаций будет играть ведущую роль в XXI веке.

С этих позиций становятся вполне логичными и понятными дальновидные контакты и связи, устанавливаемые Россией (визиты президента В.В.Путина в Англию, Францию, Германию, Польшу, Китай, Японию, Индию, Среднюю Азию, США, Канаду). Практически, Россия, предвидя неизбежную реальность интеграции планеты через «Великое сокрестие континентов» развивает его «горизонтальные» связи и контакты – Восток-Запад.

Характеристика локальной православной цивилизации, ядром которой служит Россия, будет неполной: значительную долю здесь составляют анклавы мусульманской и буддийской цивилизаций. Как справедливо отмечает Ю.В. Яковец, неверно именовать ее и «русской» или «российской» цивилизацией в силу многонационального состава, как России, так и тяготеющих к ней стран. Поэтому более точным будет использовать термин «евразийская цивилизация».

Согласно прогнозу ООН, за полвека соотношение численности населения по локальным цивилизациям изменится. Больше всего потеряет православная (евразийская) цивилизация, возглавляемая Россией (падение доли с 4,5 до 2,4%), снизится доля западно-христианской (с 13,2 до 8,9%) и конфуцианско-буддийской цивилизации, возглавляемой Китаем и Индией (с 28,2 до 22,2%).

Основной глобальной проблемой станет увеличение численности самой бедной африканской цивилизации (на 940 млн. чел.с 9,2 до 16,6% мирового населения) и наиболее агрессивной мусульманской (на 720 млн. чел. – с 17,5 до 19,6%).

Считается, что главный экономический показатель в мире – это объем годового ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения. Именно по нему судят об уровне в стране. В России этот показатель составляет около 3 тыс. долларов на человека в год, в странах Балтии – 4 тыс., в Польше – 4,5, в Венгрии – 7, в Бразилии – 6, в Чехии – 10, в Словении – 11, в Греции, Португалии – 12, в Испании – 16, в Италии, Франции, Англии более 20, в Германии, Японии, США более 25 тыс. долларов на человека в год. (21). Из 6 миллиардов населения планеты 1 миллиард живет в странах со среднедушевым ВВП свыше 10 тыс. долларов в год. Чтобы войти в этот «золотой миллиард», то есть увеличить более чем в три раза реальный доход, россияне должны в течение 20 лет развиваться при росте производства 6% в год. (20).

Поэтому глобальность концепции обусловлена масштабами проекта «Великое сокрестие континентов», а также ее влиянием на будущее развития человечества, континентов, регионов и целых государств. В ее основе объективная закономерность – интегрировать человеческие, материальные, природные, энергетические, научно-технические ресурсные и другие потенциалы в интересах обеспечения жизни на Земле.

Страны Евразийского и Американского блока континентов в течение первой половины XXI века по-видимому сохранят сырьевой ресурс, как базисную экономику дальнейшего промышленно-технологического и технического развития человечества.

Значительные, уже разведанные балансовые запасы минерально-сырьевых ресурсов разных стран позволяют считать, что это развитие может быть расчитано на длительную перспективу. Например, крупный природно-ресурсный потенциал стран Евразийского континента может определить особое место России среди индустриальных стран мира не только на уровне континента, как страну – великого «сокрестия», но и на межконтинентальном уровне. Эффективное использование стран или Евразии своих весьма разнообразных ресурсов может явиться одним из основных предпосылок фундаментального вхождения этих стран в мировую экономику. Это дает возможность постоянно выравнивать экономику этих стран, подняв ее на мировой уровень.

Россия располагает двумя рядами преимуществ, которые она может использовать для успешной интеграции в мировую экономику. Первое представлено ресурсодобывающим сектором или более широко – отраслями с крайне низкой долей добавленной стоимости в общей стоимости продукции. Россия является мировой кладовой многих видов энергетических и минеральных ресурсов. Данный потенциал находит коммерческое применение в добывающих отраслях, продукция которых составляет основную часть российского экспорта. Это относится прежде всего к газу и нефти. В настоящее время на долю России приходится примерно 1/3 мирового производства природного газа, около 9% нефти, более 12% платины, свыше 5% золота, порядка 5% меди. Почти половина объема экспорта (по данным 1997 года) падает на топливо и энергию, 1/5 на металлы, то есть более 2/3 его имеют своим источником добычу природных ресурсов. Второй род сравнительных преимуществ охватывает отрасли с очень высокой долей добавочной стоимости, развитие которых зависело не столько от общего состояния технологии или промышленности, сколько от качества человеческого капитала, науки. При надлежащей поддержке российский сектор науки и технологии может осуществлять эффективное производство продукции, имеющей рыночный спрос во всем мире, и стать ведущей силой экономического возрождения страны. Отрасли высокой технологии и информатики потенциально способны заменить отрасли энергетики, добычи минеральных ресурсов и производств вооружений в качестве основных экспертных статей и источников финансовых ресурсов для экономики, а также дать положительный эффект распространения своих достижений по многим направлениям в других секторах экономики. (20). В настоящее время мировая геополитика уходит на второй уровень, на  мировую арену выходит эколого-экономический фактор, который практически будет основой стратегии развития цивилизации в XXI веке.  И роль России в стратегии общепланетарной интеграции человечества начинает приобретать ведущее значение как  обладателя значительных территориальных и природных ресурсов с перспективными интеллектуальными ресурсами

Экономический, энергетический и ресурсный дефицит может толкнуть на агрессию густонаселенные и бурно развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки. «Богатый « запад во главе с США, вкладывающий долларовые излишки в строительство оборонительного вала ПРО для защиты своих источников ресурсов, также при случае не прочь расширить их за счет других стран ( как это видим по событиям в Ираке). Близкая к этим взрывоопасным регионам богатая ресурсами, но слабозаселенная и неразработанная по недрам Российская Сибирь вполне может стать объектом, если не военной, то экономической агрессии этих стран.(Причем, мирная экономическая экспансия нефтяных, алмазных, лесных, энергетических и железорудных ресурсов России уже началась). Так, например, английская транснациональная корпорация «Бритиш петролеум» уже установила контроль над российскими нефтяными компаниями ТНК и «Сиданко», образовав в феврале 2003 года новую крупную компанию ТНК – ВР, которая стала третьей по величине нефтяной компанией в России. ТНК – ВР контролирует не только действующие добывающие мощности, но еще и не разрабатываемые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири, прежде всего Ковыктинское газоконденсатное месторождение. И если Россия срочно не приведет в правовое русло требования к эксплуатации своих недр и ресурсов, узаконить взаимоотношения государства с частным российским и иностранным капиталами, то эта экспансия завершится тем, что Россию обрекут быть вечным сырьевым придатком поставки этих ресурсов другим великим и малым державам. Ведь, обладая уникальными природными ресурсами, Россия стремительно их истощает. А в условиях глобализации природных ресурсов, роста мировой ренты, которая могла бы стать источником подъема экономики обладающих лучшими природными ресурсами цивилизаций, происходит ее перераспределение в пользу развитых цивилизаций через механизмы ТНК. При переходе к партнерству цивилизаций перераспределение ренты должно измениться.

По расчетам экономистов, в 1990 – 1997 гг. приблизительный отток ресурсов из России составил около 7 трлн. долларов США, а бегство капитала за 1992 – 1995 гг. выразилось в сумме 600 млрд. долларов США. Следовательно, в условиях глобализации природных ресурсов, роста мировой ренты – при переходе к партнерству цивилизаций распределение ренты следует срочно менять в пользу России (при распределении прибыли более 51% должно принадлежать нашему государству).

Англо-американская военная экспансия на Ближнем Востоке (Ираке) уже привели к первому глобальному конфликту нового тысячелетия – к битве за обладание ресурсами. Альтернативой этому, а так же как выход из последствий этого на планете, может стать реализация глобального проекта «Великое сокрестие континентов».

Географические параметры Трансконтинентальной коммуникационной трассы – все страны планеты, которые органично и технически вливаются своими внутренними коммуникациями железных, воздушных, водных и др. дорог в эту общую трансконтинентальную трассу, становящуюся новым значительным механизмом по гармонизации социально-экономических отношений и интеграции планеты. Эта трасса только по территории России, по направлению Север-Юг оси (от Берингова пролива до границы с Казахстаном) имеет протяженность около 8 тыс. км. А по направлению Восток-Запад сокрестия (от Дальнего Востока до Белорусской границы) достигает свыше 10 тыс. км.

Сроки реализации комплекса проектов с новейшими технологиями, при условии привлечения международных инвестиций, составят 20-25 лет. Планируемая самоокупаемость проектов будет происходить после 20 лет, по мере освоения трассы. Если сооружать только Российский участок общей трансконтинентальной трассы силами страны разобщенно, на базе старой сложившейся технологии – потребуется около 120 лет, а с международной интеграцией и с привлечением инвестиций, на базе новейших технологий – потребуется 20-25 лет.

Транспортное решение и ось будущей трансконтинентальной магистрали Проекта «Великое сокрестие континентов» для России имеет несколько дополняющих друг друга намеченных путей развития на базе новейших технологий и направлений развития инфраструктуры. Это уже существующие водный и речной пути, намеченный к восстановлению северный морской путь, автомобильные дороги, воздушный (большегрузные самолеты, дирижабли, экранолеты и др.) и решения новых структур на базе новейших технологических и информационных возможностей эпохи. В частности, информограды (информационно-диспетчерские центры нового типа, на базе новейших электронно-вычислительных систем) (9), а также решение транспортных проблем, основанных на новом «безопорном» методе коммуникаций – большегрузным авиатранспортом на суше, особенно необходимые в экстремальных условиях Сибирских регионов и, рукотворных «плавающих островов» - на океане. В общую систему трансконтинентальной связи XXI века, опоясывающей всю планету, будут вливаться также Российские региональные, национальные транспортные инженерные и телекоммуникационные объекты и структуры. Так, вполне возможно осуществление строительства новой железнодорожной магистрали «Амстердам-Япония», соединяющие Сахалин подводным 19-км тоннелем с материком и близлежащим японским островом Хоккайдо. Второй тоннель – протяженность 9 км, предлагаемый МПС России и японским фирмам, предполагается прорыть через Татарский пролив. Модернизация уже существующих транспортных связей БАМа, КВЖД как уже готовых звеньев трассы, связывающей Европу с Дальним Востоком и развивать связи по «горизонтали» - Восток – Запад. Таким образом, в проекте «Великое сокрестие континентов» Национальная программа возрождения и развития России выходит на мировой уровень по складывающейся эколого-экономической ситуации.

Процесс складывания общепланетарной коммуникационной сети уже идет. Уже существуют объединенные энергосистемы России и СНГ, США и Канады, скандинавских и европейских стран. Разрабатываются региональные энергосистемы южноамериканских стран, арабских государств, балтийское и черноморское энергетические кольца, линия электропередачи Сибирь-Китай.

Происходит интеграция авто и железных дорог. В начале 90-х годов было проложено несколько десятков авто и железных дорог. В начале 90-х годов было проложено несколько десятков авто и железных дорог между туркменским и иранским пограничными городками. А в результате объединились центрально-азиатские и ближневосточные дорожные сети. Прокладка небольшого участка дороги между Киргизией и Китаем позволит добраться на автомобиле из Москвы в Пекин или Дели по Каракорумскому шоссе. Стыковка железных дорог Северной и Южной Кореи соединит Сеул с Пекином.

В связи с вышеизложенным, нелишне напомнить, что при суммарной ценности разведанных запасов (в недрах) всех основных видов полезных ископаемых порядка 300-320 трлн. долл. США, рентабельная их часть не превышает 1-1,3 трлн. долл. США, что с нашей точки зрения обусловлено весьма неравномерным распределением и освоением месторождений в пределах огромных пространств Евразии, например Сибирского региона, и, чаще всего, отсутствием минимально-необходимой инфраструктуры в их пределах (дорог, ЛЭП и т.д. и т.п.).

В третьем тысячелетии, по крайней мере в его начальной стадии, ярко проявляется тенденция к объединению энергосистем в мощные центры накопления, производства и переработки электроэнергии. Уже созданы единые энергетические системы России и СНГ, США и Канады, в стадии создания энергосистемы южноамериканских стран, арабских государств, балтийские и черноморские энергетические кольца, ЛЭП Сибирь-Китай. Соединение их в единую мировую энергетическую сеть позволит использовать не только сезонные изменения, влияющие на источники энергии (реки, ветры, солнце), но и суточные, дающие возможность перебрасывать электроэнергию из одного часового пояса в другой с Востока на Запад.

Будут созданы трансконтинентальные системы, объединяющие транспортные и энергетические потоки. В первую очередь это транспортная и энергетическая магистраль с Запада на Восток Лиссабон-Владивосток и с Юга на Север Австралия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам-Китай-Берингов пролив-Аляска-Канада-Америка. Второй меридиональный (энергетический) поток пройдет по Великому Шелковому Пути Индия-Афганистан-Кыргызстан-Таджикистан-Туркменистан-Казахстан, Север Западной Сибири. Меридиональные энергетические и транспортные потоки пересекутся в Восточной и Западной Сибири с широтной энергетической и транспортной магистралью, образуя великое сокрестие Европы и Азии.

Третья меридиональная транспортная и энергетическая линия свяжет Кейптаун с Осло через Восточную Африку, Арабские страны, Турцию, страны Черного моря, странами Восточной Европы и Скандинавии. Четвертая меридиональная энергетическая линия соединит страны Западной Африки, Среди  земноморья, Западной Европы, Англию и Ирландию. Такая же энергетическая линия соединит страны Южной и Северной Америки.

Существуют планы строительства широтной энергетической линии, соединяющей страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Страны Евразийского региона входят в XXI век со сравнительно неистощенным и все еще богатым потенциалом энергетических ресурсов. В этой связи энергетические ресурсы Сибири, Средней Азии, Центральной Азии, т.е. основной костяк Евразийского континента представляют огромную перспективу как для развития экономики этих стран в XXI веке, так и мощного геополитического всплеска этого региона в мире. И если на сегодня развитые страны, Америки и Европы в основном свой промышленный потенциал подняли на ресурсах Ближнего Востока, то такие бурно развивающиеся сегодня страны как Китай, Индия, Малайзия, Япония, которые тоже успели приобщиться к ресурсам Ближнего Востока, уже начинают задумываться над перспективами истощения собственных ресурсов, о восполнении их за счет кооперации с другими странами или поиска новых альтернативных технологических решений замены их.

Таким образом; участие России в реализации проекта «Великое сокрестие континентов», в частности проектирования и строительства российского участка трансконтинентальной коммуникационной трассы, несет больше достаточно серьезные и реальные выгоды.

Экономическая рентабельность для России проекта очевидна. Так как железнодорожные перевозки на большие расстояния значительно выгоднее морских. Кроме того заказали на соответствующее оборудование явно будет загружена не только российская промышленность, но и корпорации Японии, Китая, Кореи и Европы. Экономическая выгода для России представляется очевидной: миллионы рабочих мест, возрождение целых отраслей промышленности (начиная с заводов по производству строительных материалов бетонных изделий) и увеличение внутреннего спроса, в том числе на инвестиции, а так же оздоровление управляющих систем. (И выводы, сделанные М.Г. Делягиным (2), вполне совпадают здесь и далее с автором этой статьи, который цитирует).

Политически Россия при реализации проекта не просто обеспечивает свое экономическое, политическое и культурное единство. Постсоветская реинтеграция России, которая автоматически становится стержнем евразийской и мировой интеграции, возвращая Россию в число великих держав – участников мировой политики.

Помимо значительных финансовых и административных затрат от основных инвесторов, преимущественно Японии – он даст возможность России без политических уступок, решить территориальные проблемы островов, приграничные вопросы. Улучшит качественно эффективность российской системы управления, как на государственном, так и на корпоративном уровне. Причем, оно будет обоюдным, создавая постоянную независимость России от Японии.

Реализация данного подхода позволит сформулировать единственный реальный в краткосрочном плане ответ на вызов глобализации. Это не утопическое конструирование «мирового правительства», которое неминуемо станет достаточно долгим процессом, но своего рода стратегическое отступление от вырвавшихся из-под контроля новейших финансовых технологий, шаг назад – к прогнозируемым и управляемым инвестициям и осуществление на их основе временного ограничения международного перелива финансовых ресурсов.

Дополнительные выводы создания трансконтинентальной трассы на российском участке для Японии заключается в том, что «перегретая» японская экономика обретает качественно новое направление масштабного перелива избыточных капиталов, что важно не только для ее выживания, но и с точки зрения возможности купировать потенциально возможную вторую волну азиатского финансового кризиса.

Это спасет и США от долларового обвала, так как доллары, в среднесрочном плане вытесняемые с введением евро из резервов и расчетов в первую очередь европейских стран и Китая, неминуемо будут вложены в конечном итоге в строительство данной трассы.

Таким образом, трансконтинентальная трасса начнет влиять на человечество и процессы глобальной конкуренции не тогда, когда она будет построена, но уже тогда, когда будет принято стратегическое решение о ее постройке.

 

Автор концепции руководитель экспедиции «Путями Великих миграций Человечества» ЮНЕСКО, и проекта  «Великое сокрестие континентов», академик Д.Б. Пюрвеев.

 

  Литература:

1.    Делакоров К.Х. Глобализация и философия проблемы устойчивого развтия современного мира. // сб.ст.      М. 2001г.

2.          Римский клуб. История создания. Избранные труды и выступления, официальные документы. М. 1999г.

3.          Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М. 1999г.

4.          Подзичук И.М. Глобализация и проблемы будущего индустриальной цивилизации. М. 2000г.

5.          Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. (социально-экономические аспекты развития), под рук. авт. коллектива Макаров В.Л., Варшавский А.Е., М. Наука 2001г.

6.          Варшавский А.Е. задачи разработки кону, М. Наука 2001гепции научно-технической безопасности России. «Концепция» №1(9) 2002г.

7.          Пюрвеев Д.Б. Международная интеграция и взаимосвязь Евразийского и Американского континентов в XXI веке (Проект «Великое сокрестие континентов»), газете «Иные измерения» вып. №4 1999г.

8.          Стребков Д.С. Стратегия развития энергетики проекта «Великое сокрестие континентов», в газете «Иные измерения» вып. №5, 2000г.

9.          Бодякин В.И. Куда идешь человек (основы эволюциологии). Информационный подход. М. СИНТЕГ, 1998г.

10.       Казначеев В.П. Научные труды. М 1988г.

11.       Прангишвили И.В. системный подход и общесистемные закономерности. М. СИНТЕГ, 2000г.

12.       Гумилев Л.Н. Этногенез биосферы земли. М. 1993г.

13.       Владимиров В.А., Измалков В.И. «Катастрофы и экологияМ.2000г.

14.       Зубаков В. » XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса»  «Зеленый мир» №9 1996 г.

15.       Моисеев Н.Н. »Экология человечества глазами математика – М.     «Молодая гвардия»,1988г.

16.       Донелла Х., Медоуз, Денис Л. Медоуз и др. « Пределы роста».(доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества») –М.,МГУ.1991г.

17.       «Наше общее будущее» Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию  (МКОСР), М. «Прогресс», 1989г.

18.       Пюрвеев Д.Б. «Сердце Великой степи»,  сб. »Искусство стран Востока»,  М., «Просвещение», 1985г.

19.       Майдар Д., Пюрвеев Д. « От кочевой до мобильной архитектуры», М., «Стройиздат», 1980г.

20.       В.П. Казначеев, А.И. Акулов, А.А. Кисельников, И.Ф. Мингазов. «Выживание населения России». Проблемы «сфинкса ХХI века». Издательство Новосибирского университета. Новосибирск 2002г.

21.       Гундаров И.А. «Почему умирают в России. Как нам выжить?» - М.: Медиа Сфера, 1995. – 100с.

22.  М.Г. Делягин «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М – инфра – М. 2000                                                   

 

 

 

         

 

 

   

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz